|
О развитии автоматизированной торговли (вендинга) в нашей стране
Наши ответы на вопросы журнала «Современная торговля» летом 2009 года актуальны и сегодня
- - Ваше экспертное мнение: что представляет сегодня собой вендинговый бизнес в России? Насколько он развит?
Автоматизация торговли в нашей стране находится в зачаточном состоянии. Это видно как из тенденций развития бизнеса, так и в сравнении с другими странами. Торговые автоматы в основном закупаются за рубежом, чаще всего просто потому, что сложно найти что-то готовое в России. Спрос на торговые автоматы пока невелик, поэтому конкуренция в производстве торговых автоматов достаточно слабая. Невозможно их массовое производство, для которого нужен устойчивый спрос. Большинство разработчиков и производителей сравнительно недавно занялись торговыми автоматами. Поэтому отечественное производство – это чаще всего переделка готовых зарубежных образцов. Пример тому: так называемые «снэковые» автоматы, точнее шнековые, то есть использующие спиральные устройства выдачи. Используемые в оригинале для продажи чипсов и подобных товаров, они в России приспособлены для торговли видеодисками и т.д. Количество, а главное, ассортимент производимых в России торговых автоматов пока очень невелик. Мы, пожалуй, являемся единственной разрабатывающей компанией, обеспечивающей широкий ассортимент автоматов, что ведет к большим затратам на разработку и производство опытных образцов. Среди них автоматы по продаже товаров (CD/DVD диски, флэшки, плееры, лекарства, книги и газеты, сигареты, игрушки, продовольственные товары, предметы гигиены…), услуг (размен, доступ, экспресс-оплата…), рекламы. В том числе такие экстравагантные автоматы, как для пива-воды или молока, коктейлей, замороженных морепродуктов, нарезанных колбас.
Почему же торговля не заказывает эти автоматы в серийных объемах? Причин несколько. Главная – это дешевизна ручного труда. Но «продвинутым торговцам» уже надоела известная проблема кадров (убыль товара и денег, социальные выплаты и т.д.). Вторая причина – низкий уровень развития информационных технологий в России. Руководители торговли плохо понимают, что это такое, поэтому не спешат вкладывать деньги в автоматизацию. Даже, если автоматы стоят копейки. Стоит вспомнить недавно закончившийся период, когда почти в каждом магазине стояли дешевые механические торговые автоматы по продаже жвачки и т.д. В подавляющем большинстве случаев эти автоматы ставились на правах аренды площади, а не закупались нашей торговлей. Даже в богатых отраслях торговли, например в фармацевтике, автоматизация невелика. Еще в начале деятельности нашей компании в сфере автоматизации мы создали автоматизированную аптеку с использованием не только торговых автоматов, но и автоматизации всех торговых операций: поиск и продажа препаратов, прием и хранение товара, учет, общегородская справочная служба и т.д. По результатам опытной эксплуатации специально созданной нами аптеки выявили немало интересного. Например, удалось разделить потоки покупателей лекарств и пресловутых настоек. А ведь один «бомжеватый» покупатель «боярышника» мог отвадить всю очередь за недешевыми лекарствами. Народ прозвал торговый автомат по продаже настоек самогонным автоматом. Прошло немало лет, но в торговле никого такая аптека не заинтересовала. И такие «самогонные автомат» пока не нужны.
А какие торговые автоматы пользуются наибольшим спросом? Этот вопрос нам часто задают наши клиенты. Ответ очень прост. Вендинг (да простят меня за иностранное слово) – это просто торговля. Поэтому выбирать товар для автомата нужно так же, как для магазина или ларька, исходя из прибыли. То есть, важен спрос и наценка. Самый выгодный - автомат для продажи сигарет, но в России это табу. Заметен спрос на автоматы для торговли DVD дисками, просто потому, что наценка на них немалая.
- Каковы основные проблемы и тенденции развития вендинга?
Это только немногое из нашего опыта и анализа рынка. Проблема отсутствия устойчивого спроса на автоматы конечно главная, но не единственная. Связано с ней отсутствие достаточного предложения автоматов, небольшой его ассортимент, высокая цена. В нашей компании цена зачастую оказывается ниже себестоимости, просто потому, что велики затраты на разработку. В этой связи большой проблемой является отсутствие помощи государства в развитии вендинга - тоже весьма наукоемкого направления. Может быть, есть смысл нам заняться нановендингом? Ну да не мешали бы – и того хватит. Большая проблема – отсутствие отечественных комплектующих. Где тот объявленный рост промышленности? Эта проблема несет за собой рост цен, неопределенность поставок, зависимость от валют и т.д. Я кратко перечислил основные проблемы производства торговых автоматов, они типичны для всей промышленности страны. А в вендинге к ним добавляются свои. Главная – аренда места для установки автомата. Не секрет, что при общем подходе к арендной плате за площадь, место для торгового автомата оценивается поштучно. Вот в этом вопросе очень нужна помощь местной власти. У нас много говорят о магазинах шаговой доступности – пожалуйста, легко поставить торговые автоматы на остановках, в подъездах, даже в транспорте. Очень большая проблема – нежелание денежных структур инвестировать закупку автоматов. Даже небедным торговцам сложно изъять из оборота деньги на закупку автоматов. А лизинговые компании не желают с ними связываться: дело незнакомое, спрос не изучен, а значит ликвидность под вопросом. Да, автоматы – дело для нашей страны новое, точнее забытое, но срок их окупаемости очень мал (от одного месяца до года) – это не производственное оборудование. Короткие кредиты под небольшой процент - здесь тоже нужна помощь государства.
Ну да хватит о проблемах, оценим тенденции. Среди покупателей торговых автоматов можно выделить три группы: начинающие торговцы (желающие заработать без проблем с кадрами), торгующие фирмы (ищущие решения проблем арендной платы и кадров) и производители товаров. Последняя группа – самая интересная. Производители ищут способы избавиться от посредников в лице магазинов, особенно сетевых с их наценками, входной платой, бонусами, диктатом и пр. Они пока не пошли массово на розничный рынок, но дело к тому движется. К нам уже обращались продвинутые руководители колбасной, рыбной, молочной промышленности (это помимо производителей тех же DVD). Вот где будет в выигрыше покупатель, покупающий в автомате товар, лишенный посреднической наценки, отчислений на зарплату – читай «по цене производителя».
> - Какое будущее ждет вендинг России в ближайшей перспективе?
Россияне еще помнят автоматы продажи «газировки», стоявшие буквально на каждом углу, автоматы в почтовых отделениях и даже в туалетах (за 15 копеек одеколоном прыскали желающих). Это неиспользованный будущий потенциал автоматизированных продаж. Все эти автоматы не простаивали, зачастую собирали очереди. В России сейчас торговля оккупирована сетями, но по опыту зарубежья это ненормально. В замене сетей потенциал объемов продаж, который освоить можно только при большом массовом выпуске автоматов. А почему в выпуске, а не закупке у супостатов? Один наш клиент из Евро-Прибалтики разъяснил преимущества российской промышленности торговых автоматов: территориальный фактор (близость), учет особенностей отечественного покупателя, гибкость разработок и производства. Да и цена играет роль. За рубежом цена автомата рассчитана на их уровень зарплат и оборотов. Так что ближайшие перспективы весьма радужны. Поэтому мы и вкладываем средства в разработку все новых и новых видов автоматов.
А что потом? Боюсь, что как только денежные потоки в автоматизированной торговле станут завидными, государство приложит к ним руки. Пример тому – терминалы экспресс оплаты, которые сначала Центробанк взял под опеку, а потом законодатели «оснастили» кассовыми аппаратами. Как сказал когда-то один наш государственный деятель: надо делиться. Другой пример – игровые автоматы. За несколько лет до их «запрета» по просьбе трудящихся была еще чья-то просьба, в результате которой законодатели, введя лицензирование, практически запретили производство и продажу автоматов в России. При этом можно закупать автоматы за рубежом. Кто и сколько от этого выиграл?
> - Как давно Ваша компания работает на рынке вендинга?
Каких успехов она добилась?
Как я понимаю, вендинг (vending) – это эксплуатация торговых автоматов. В таком понимании наше конструкторское бюро не занимается вендингом. Мы разрабатываем, производим и продаем оборудование для вендинга, то есть торговые автоматы. На этом рынке мы работаем более 8 лет. Начинали совсем уже давно в смежной области разработки автоматизированных систем управления (АСУ). За прошедшее время привязались к своим поставщикам, контрагентам и покупателям, выполнили много разработок, основные из которых мы патентуем. Рынок сбыта – это СНГ от Белоруссии до Средней Азии и Владивостока, от Арменни до Заполярья. Все это – наш потенциал в надежде на бурное развитие рынка автоматизированной торговли.
> - Насколько сильно отразился (и отразился ли вообще) на
> деятельности Вашей компании экономический кризис?
> - Некоторыми экспертами было озвучено мнение, что именно вендинг,
> как форма продаж, наиболее устойчив среди других форм сферы торговли
> к кризисным явлениям на рынке. Согласны ли Вы с этим мнением? Почему?
А что такое, пресловутый кризис? Как я понимаю, в США – это кризис спроса. А у нас как всегда своя специфика – кризис финансов. По крайней мере, так его понимает правительство. Замирание финансирования сильно прижало продажи торговых автоматов, то есть развитие вендинга, так как нормальные в зарубежном понимании закупки торговых автоматов через кредиты стали практически невозможными. Сам вендинг, то есть торговля, как и другие способы торговли пострадал меньше. При общей проблеме спроса в торговле вендинг тоже его ощущает. Но негативные тенденции в торговле сглаживаются развитием вендинга, а также преимуществами автоматов (малым влиянием человеческого фактора, быстрой окупаемостью, малой арендной платой в пересчете на единицу продукции и т.д.). Наш опыт это подтверждает: спрос на автоматы растет, несмотря на кризис и сезонное летнее затишье. Наши заказчики видят в вендинге способ борьбы с кризисом за счет снижения эксплуатационных затрат (торговых издержек).
На нашем сайте вы можете ознакомиться со ссылками на литературу по вендингу >> подробнее о литературе по вендингу
По всем вопросам можно обращаться по телефону
(4912) 98-43-79 или e-mail: info@kbinfo.ru
Наши торговые автоматы, вернуться на главную страницу |
|