На сайте : Встречи Горы Песни и стихи Память Природа Поиски

Школа №48, туризм

Начало: 01.08.07. Дата последнего обновления страницы 01.08.2007г.

(извините, не все страницы пока готовы)

Школьных похода было два. Первый классе в шестом на озеро Кезеной-Ам.
Второй перед началом десятого класса на озеро Галанчеж-Ами. Первый чуть не стоил мне жизни, а второй - изгнания из школы.

- по дороге в Галанчеж

Ну а еще были конечно многочисленные пикники. Один был на майские праздники, выехали к озеру Джалка, встали лагерем у ручья. Вода прозрачная, ловили раков руками. Наловили целое ведро. Канистра вина, плюс пиво, плюс шашлык. Да еще подарок природа в виде раков.

Озеро Кезеной-Ам

Ходили туда всем классом с учителем в намерении обернуться за день. На обратном пути нашлись советчики, уговорившие срезать извилину тропы. Срезали 4 дня без палаток и провизии. Потом мы оказались вчетвером, посланные на разведку. Первый раз в горах я принял решение вернуться, когда кое-кто призывал идти вперед. Наука была хорошая, хотя могла стоить жизни. Потом наука пригодилась. Подробное описание озера есть в Интернете, могу направить желающих.

Ну а подробности, сохранившиеся в памяти, невелики. Готовим поход на озеро Кезеной-Ам. Сборы как обычно. Закупили продукты, разделили их по рюкзакам. Помню, что сгущенки в обычных банках не было, пришлось купить банку на 3 литра! Она сыграла свою роль в дальнейшем, поэтому запомнилась. Сели в машину, приехали до конца нормальной дороги и разбили лагерь. До озера серпантин 26 км, ездят отчаянные вездеходы. Или тропа, примерно километров 12. Решили сходить на 1 день. Чего там: 12 туда - это 3 часа, часа 3 там, и еще часа 3 обратно. Пикник. Вышли не очень рано. С собой кое-какой перекусон, в частности конфеты леденцы и еще соль, которая потом придавала этим конфетам неповторимый вкус. Шли конечно по тропе, местные нам показали, где она начинается и рассказали, как идти. Надо сказать, что незадолго до этого трое или четверо из нас прошли обучение на тур. станции, преодолели зачетный поход на Джалку (4 км!). И получили звание пионер-инструктор туризма. Не хаханьки. Все было бы нормально, даже на уровне нашего звания. Но, как всегда, подвели те, кто свой уровень совсем не умеет оценивать. Но это на обратном пути. А пока мы вышли на перевал и увидели внизу громаду озера. Низкий берег с хибаркой, сетями и кучкой копошащихся рыбаков. Озеро сужалось и уходило вдаль под горы, к нему подступавшие. Спустились, пощупали воду, достаточно мутную у берега. Поели конфеты, почему-то соленые - у кого-то в рюкзаке смешались оба продукта. Сфотографировали. Отправились назад и вверх к перевалу по той же тропе. Хода там часа три, но кому-то из присутствовавших это показалось много. Уговорили преподавателя, который нами командовал, что можно срезать (!): вот мы переходим ручей, который течет в наш лагерь, а пойдем-ка по нему прямо вниз. Всегда есть кто-то, кто чувствует себя умнее ходивших здесь много веков до него. Мы срезали, тем более, что параллельно нахоженной тропе виднелось много бараньих следов. Пошли прямо вниз, сначала легко по траве, перешагивая через бараньи тропки. Потом эти тропки пропали, стало круче. Потом совсем круто. С кем-то из ребят я спустился до перегиба и увидел далеко внизу продолжение ручья, а до него отвесные скалы насколько видит глаз влево и вправо, и водопад метров 200. Пришли. Стали подниматься назад, дошли до пологого склона, но уже стемнело. И вот она первая в жизни холодная ночевка. Ни палаток, ни еды, ни дров для костра. Простучали зубами всю ночь, как в детской пьесе: "жмемся мы друг к другу, чтоб теплее стало". Наутро то ли тропу не нашли, а может быть снова взялись "срезать". И досрезались до следующей ночевки, теперь уже в каких-то развалинах на склоне, что впрочем не теплее. Наутро вышли на широкий округлый гребень. Нужно было с него уходить вправо, но где бы ни пытались спуститься - натыкались на скалы. Временами шел дождь, даже град. В зеленой траве крупа града выглядела очень аппетитно, но бесполезно. Народ уже начал уставать. Я и еще несколько ребят вызвались пойти "в разведку", то есть забежать вперед и искать спуск, чтобы всем не метаться вверх и вниз. Спуск нашли, послали гонцов в группу, а сами уже вчетвером пошли вниз. Спустились к небольшой речке, пошли по тропе вдоль нее. И вот, о радость! Вышли на пастуший кош. Здесь люди, питье и еда. Угостили нас, дав молоко и по куску лаваша. Даже сейчас слюнки текут. Мы спросили, куда идти дальше, так как тропа раздваивалась. Нам показали тропу вверх к перевалу. И, ох, как не хотелось идти вверх, да и силы были на исходе - третий день скитались. Спросили у пастухов: а можно ли по нижней тропе, которая шла вдоль речки, выйти к лагерю, где пионеры стоят? Нам сказали, что можно. Уже через несколько дней, когда обрели способность анализировать, стало ясно, что мы с пастухами друг друга не поняли. Они имели в виду пионерлагерь "Шалажи" почти на равнине, до которого было примерно 30-40 км по Черным горам, где никого нет, нет ни пастухов, ни охотников, ни жилья. Но мы об этом не знали и пошли по нижней тропе. К счастью, отставшая от нас группа пошла все же вверх и быстро добралась до лагеря. А мы, как "нормальные герои" шли вниз, сначала по тропе, потом по камням, а местами по воде. Стало смеркаться, сил уже было совсем мало. Туристы знают, каким темпом нужно идти: примерно 50 минут идешь, потом минут 10 привал. Мы уже шли так: 4-5 шагов вперед, потом падали и лежали неизвестно сколько. Один из ребят, видимо, терял сознание, так как его приходилось расталкивать. В общем, хорошего мало. Для ночлега выбрали упавшее дерево, добавили веток, получился шалаш. Пересидели и передрожали ночь. Наутро пошли обратно. Добрались до пастухов, пошли вверх, прошли перевал и вышли на грунтовую дорогу. Идем и вдруг далеко впереди слышим звук горна. Потом увидели ребят из нашей группы. Обнялись. Они раскрыли рюкзак и подкормили нас, усевшихся прямо посреди пыльной дороги. Вот здесь и пригодилась супербанка сгущенки. Гена Дуров ее открыл, и мы пополнили силы глюкозой, что прямо в кровь. И пришли в лагерь, где уже наши товарищи уложили вещи в автобус. Так что едва успели. Что еще запомнилось: ноги у нашей четверки. Подошвы и щиколотки от пребывания в сырости превратились в губку. Как у хозяйки ладони после грандиозной стирки.

Озеро Галанчеж-Ами

Снова нами руководил представитель школы, на этот раз парторг школы, он же учитель обществоведения Гряколов Петр Андреевич (как мы его дразнили за глаза, сохраню в тайне ). Взяли желающих из двух наших выпускных классов. А еще пошли с нами наши друзья по секции туризма - на фото они видны лучше всех - два Виктора: Щеглов и Никитенко.

Пришло лето после 9го класса. Здесь мы были уже опытные, да и район знакомый, поэтому в горах все прошло без приключений. Только помнится, как Витя Никитенко, умываясь над водой озера на упавшем дереве, упал в эту нетеплую воду. А вот на обратном пути кое-что случилось. На последнем спуске (когда шли вверх - это был длинный "тягун") наш преподаватель разрешил всем идти или бежать вразброд, кто как хочет. А я категорически это запретил, причем, видимо в очень нелестной для него форме. Спустились мы по всем правилам, цепочкой, равняясь по слабым. И приехали в город. Но вот уже там наш Петр Андреевич взял свое. На парткоме и педсовете он с хрипотой доказывал, что меня нужно исключить из школы. И меня вызывали на партком, впервые в жизни. Спасло меня то, что я был практически единственным претендентом на золотую медаль в школе. Нет, нельзя не уважать старших. Но иногда приходится.

Ну а других рассказов о горах, о туризме и альпинизме, о друзьях и попутчиках, - таких рассказов много, и они отдельно.